За последние годы произошли заметные перемены в таком важном вопросе, как реабилитация и абилитация слуха у детей и взрослых с использованием кохлеарной имплантации. Появились новые решения, призванные улучшить результаты развития слуха у детей с прелингвальной тугоухостью, а также повышающие разборчивость речи, сложных политональных звуков музыки у людей с постлингвальной тугоухостью, которые потеряли слух во взрослом возрасте. Также крайне важным оказалась сама возможность использовать метод кохлеарной имплантации для стимуляции регенерации элементов улитки внутреннего уха, которые участвуют в процессе звуковосприятия. Об этих и других достижениях и ожидаемых успехах в обзоре ниже.
Начнем с классического вопроса, который вот уже неоднократно освещался на самых разных научных мероприятиях, докладах, в методических руководствах и профессиональных медицинских руководствах: когда проводить операцию кохлеарной имплантации у детей с прелингвальной врожденной или приобретенной тугоухостью? Если просмотреть большинство источников, то чаще всего мы увидим сроки от 6-ти месяцев после рождения и старше. В большинстве случаев эти сроки устраивают всех. Врачей - с точки зрения подготовки к операции, необходимости выполнения предоперационные обследования слуха, консультации смежных специалистов и т.д., а также с точки зрения возрастных анатомических особенностей строения уха на первом году жизни ребенка. Реабилитологов — с позиции начала развития у ребенка речевых навыков, возможности проводить весь комплекс педагогической и социальной коррекции, настройки самих имплантов. Родителей — по вопросу более удобного и безопасного ухода за оперированным ребенком, кохлеарным имплантом. Однако, есть всегда исключение из правил! Все специалисты, которые занимаются детьми, в один голос скажут, что есть заболевание, требующее проведения самых безотлагательных мер после наступления факта стойкого снижения слуха. Это — менингит. В такой ситуации крайне важно вовремя провести оперативное вмешательство и установить электрод кохлеарного импланта еще до наступления склероза и последующей кальцификации улитки.
Другим примером успешного развития медицинских технологии реабилитации тяжелого снижения слуха является появление устройств, которые могут значительно улучшить звуковосприятие у взрослых слабослышащих людей. Весной 2014 года американское управление по контролю за продуктами и лекарствами, хорошо известное под аббревиатурой FDA (The US Food and Drug Administration) одобрило использование в медицинской практике первого имплантируемого устройства для людей старше 18 лет, которые приобрели сенсоневральную потерю слуха 4 степени или глухоту в диапазоне высоких частот на оба уха, но имеющих относительно сохранный слух на низких и средних частотах.
![]() |
Источник: Stanford.edu |
С этим неотложным состояние столкнулись врачи в Великобритании, которые отчитались об успешном выполнение кохлеарной имплантации ребенку в возрасте 3 месяца и 3 дня от рождения (Dreaper J., 2014). Первоначально девочке имплант был установлен на правое ухо, а 7 недель спустя — на левое. На момент написания этого сообщения ребенку уже свыше 8 месяцев и у нее оба импланта уже подключены и работают. Предоперационное обследование показало, что ребенок перенес пневмококковый менингит в возрасте 3-х дней от роду, что привело к развитию приобретенного сенсоневрального снижения слуха 4 степени на оба уха. В результате заболевания ребенок провел 6 недель в условиях палаты интенсивной терапии, в том числе 2 недели на искусственной вентиляции легких, что тоже, несомненно способствовало развитию тугоухости, как хорошо известный у специалистов фактор риска. Компьютерная томография показала быстрый процесс оссификации (обызвествления) внутреннего уха с обеих сторон, поэтому и было принято решение о столь беспрецедентно раннем сроке кохлеарной имплантации. Любое промедление в правильном выборе срока оперативного лечения могло бы привести к невозможности осуществления слухоулучшающего вмешательства (Wilson K., 2014).
Чтобы обеспечить успешную первоначальную настройку импланта у маленького ребенка специалистам потребовалось использовать базовые стимулы для калибровки усиления речевого процессора, а именно звуки барабана, и анализировать ответную реакцию ребенка в виде защитных безусловных рефлексов. Ранее никогда прежде у специалистов не было опыта первичной настройки имплантов по столь ограниченному количеству критериев.Другим примером успешного развития медицинских технологии реабилитации тяжелого снижения слуха является появление устройств, которые могут значительно улучшить звуковосприятие у взрослых слабослышащих людей. Весной 2014 года американское управление по контролю за продуктами и лекарствами, хорошо известное под аббревиатурой FDA (The US Food and Drug Administration) одобрило использование в медицинской практике первого имплантируемого устройства для людей старше 18 лет, которые приобрели сенсоневральную потерю слуха 4 степени или глухоту в диапазоне высоких частот на оба уха, но имеющих относительно сохранный слух на низких и средних частотах.
![]() |
Источник: cochlear.com |
Это устройство носит название Nucleus Hybrid L24 Cochlear Implant System и представляет собой гибридное устройство, призванное помочь людям с крайне выраженной крутонисходящей тугоухостью, когда обычные слуховые аппараты не приносят желаемого качества разборчивости речи. Эффективность предложенной системы достигается путем комбинирования в одном устройстве функций кохлеарного импланта и слухового аппарата. Звук от микрофона после оцифровки и преобразования в электрические импульсы подается на пучок электродов, размещаемых в области основного завитка улитки, что обеспечивает появление звуковых ощущений, соответствующих высокочастотному и частично среднечастотному спектрам. Именно этот частотный диапазон слуховые аппараты у людей с высокочастотной сенсоневральной глухотой не способны в должной мере усиливать, поэтому на помощь приходит технология кохлеарной имплантации. Модуль слухового аппарата, размещенный в общем корпусе с речевым процессором импланта, имеет традиционный цифровой блок усиления и преобразования звука, звук передается через ушной вкладыш в наружный слуховой проход. Данный компонент гибридного устройства призван усиливать и улучшать разборчивость низкочастотного спектра окружающих звуков. На текущий момент свыше 50-ти пациентов в США уже прошли курс “оперативное вмешательство — настройка модуля импланта — настройка модуля слухового аппарата” сроком 6 месяцев и больше. Это позволило оценить эффективность и относительную безопасность данного подхода реабилитации постлингвальной высокочастотной сенсоневральной тугоухости 4 степени и глухоты. Большинство пациентов отметило значительное улучшение разборчивости как отдельных слов, так и обычной разговорной речи в сроки более полугода после операции и настройки, в том числе преимущества данной гибридной технологии улучшения слуха по сравнению с традиционными сверхмощными слуховыми аппаратами. Среди осложнений и побочных эффектов следует заметить возникновение у ряда пациентов ушного шума, головокружения после операции. Отмечены недостатки в работе электродов, что потребовало реоперации. У 6 пациентов из группы наблюдения в связи с увеличением порогов слышимости (снижением слуха) в низкочастотном спектре звуков была выполнена реоперация по имплантации традиционного кохлеарного импланта взамен гибридной модели Nucleus Hybrid L24. Данные последствия первичной операции в настоящее время рассматриваются как наиболее вероятные осложнения. Следует также отметить, что еще не проведены исследования эффективности и безопасности бинауральной имплантации указанными устройствами, что, по-видимому, является вопросом будущих исследований.
Продолжение во второй части.